МЕДРЕСЕ –  НАСЛЕДИЕ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С самых первых дней рассвета ислама вопрос образования занимал умы передовых мусульман. Собственно, даже первым словом Корана, ниспосланным Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), было «Читай». Посланник   Аллаха сказал в своем благородном хадисе, что «требование знаний является обязанностью для каждого мусульманина».
Имея прямое указание приобретать знания, мусульмане уделяют огромное внимание системе образования таких исламских учреждений как медресе, как средству выполнения обязанности, возложенной на них самим Пророком (мир ему и благословение). На протяжении всей исламской истории образование было предметом гордости и областью неизменного преуспевания мусульман. В таких городах, как Кордова, Каир, Багдад, мусульмане строили великие библиотеки и научные центры. Именно мусульмане создали первые начальные школы и высшие учебные заведения для продолжения образования. Благодаря этим заведениям, знаменитым и по сей день, мусульманский мир быстро достиг огромных успехов в различных науках.

      Сегодня образование не сводится к простому усвоению информации и фактов. Теперь преподаватели принимают во внимание эмоциональное, социальное и физическое благополучие учащегося в процессе приобретения знаний. Такого же подхода придерживалась и средневековая исламская система образования. Сирийский врач XII века аш-Шайзари много писал об отношении к учащимся. Он указывал, что с ними не следует обращаться сурово, перегружать бесполезной работой. Великий исламский ученый     аль-Газали тоже отмечал, что «запрет игр и постоянная учеба умерщвляют сердце, притупляют остроту ума и обременяют ребенка. Следовательно, он ищет способа вовсе избежать занятий». Вместо этого, считал он, обучение должно сопровождаться развлекательной деятельностью, например, занятием спортом, которое могло бы способствовать физическому развитию.

      Самые первые учебные заведения мусульманского мира были достаточно неформальны. Мечети служили местом, где люди могли встречаться с учеными, беседовать с ними, слушать их речи, читать с ними книги и приобретать знания. Таким образом, образование получили многие величайшие ученые ислама, и точно так же они обучали своих учеников. Все четыре основателя мусульманских правовых школ — имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии и Ибн Ханбал — приобрели огромные знания во время таких встреч (обычно в мечетях), дискуссий с учеными и изучения с ними исламского закона. Некоторые школы исламского мира продолжили эту традицию приобретения образования. В трех величайших святынях ислама — мечети аль-Харам в Мекке, мечети ан-Набави в Медине и мечети аль-Акса в Иерусалиме — ученые и сегодня регулярно читают лекции, которые открыты для всех, кто хочет набираться у них знаний. Однако впоследствии мусульмане начали создавать отдельные образовательные учреждения.      Уже приблизительно в X веке молодежь получала начальное образование в специальных школах «мактабах». Обычно мактабы создавались при мечетях, имамы и ученые которых проводили занятия для детей. На этих занятиях им преподавали чтение и письмо на арабском, арифметику и исламский закон. В таких школах получало начальное образование большинство местного населения. По окончании мактаба учащиеся отправлялись во взрослую жизнь и выбирали себе занятие по душе или продолжали свое образование в медресе, что на арабском значит «школа».

Медресе обычно действовали при больших мечетях — например, университет аль-Азхар в Каире, Египет (основан в 970 году) или университет аль-Карауин в Фесе, Марокко (основан в 859 году). Позднее, благодаря великому визирю династии Сельджуков Низаму аль-Мульку, многочисленные медресе были созданы по всему мусульманскому миру. В медресе учащиеся продолжали изучать арабский, а также религиозные и светские науки, такие как медицина, математика, астрономия, история, география и другие. В XII веке в Каире существовало 75 медресе, в Дамаске — 51, в Алеппо — 44. Сотни таких школ действовали в мусульманской Испании. Эти медресе можно считать первыми современными университетами. В них были разные факультеты по разным предметам, на которых на постоянной основе преподавали специалисты в соответствующих областях. Студенты выбирали специализацию и обучались ей многие годы у множества преподавателей. Известный ученный историк Ибн Хальдун отмечает, что в его время в Марокко программа обучения в медресе была рассчитана на 16 лет. По его словам, это был «кратчайший курс, в течение которого студент может овладеть знаниями в желаемой научной области или понять, что не способен на это».
По окончании курса учащийся получал иджазу, то есть удостоверение о том, что он действительно прошел курс обучения и к тому же может преподавать. Иджаза могла быть получена от отдельного преподавателя, который лично убедился в знаниях студента, или от учебного заведения, например, медресе, подтверждающего, что данный студент завершил программу обучения. Иджаза является ближайшим прототипом современного диплома высшего учебного заведения.

      Едва ли в какой-либо еще культуре, ученая жизнь занимает столь значительное место, как в исламе. Знание (ильм), понятие которого обозначает весь мир знаний, представляет больший интерес для мусульманина, нежели что-либо иное. Без религиозного учения ислама и без Корана невозможно говорить о формировании и развитии образования в мусульманских обществах. Уже в первые годы распространения ислама, начиная со второй половины VII века, религиозное предписание читать Коран без ошибок и искажений побудило мусульман внимательно изучать его текст. Мусульманская система образования первоначально базировалась на чтении и заучивании наизусть отдельных коранических аятов и сур. Всякий знаток корана собирал вокруг себя верующих в мечети и обучал других чтению и письму на основе коранического текста. Именно эти занятия в течение нескольких столетий и были первыми образовательными учреждениями в мире ислама. Дальнейшее развитие образования и науки, выразившееся в потребности толкования Корана и Хадисов, в формировании религиозного права и правоведческих школ – мазхабов, в изучении вероучительных дисциплин, привело к созданию образовательных центров в форме медресе в наиболее крупных центрах исламского мира в Мекке, Медине, Басре, Куфе, Багдаде, Каире, Фесе.

      Также ко всему этому стоит упомянуть положение женщин в исламской культуре в плане приобретения знаний. На протяжении всей своей истории ислам отводил важную роль образованию женщин. Женщин не считали неспособными к усвоению знаний или обучению других. Примером образованной женщины может служить супруга Пророка Аиша (да будет доволен ею Аллах), которая была одним из ведущих ученых своего времени, известным учителем в Медине после смерти Пророка (мир ему и благословение).

     В последующей исламской истории также есть примеры влияния женщин.                 Повсюду в мусульманском мире женщины могли посещать лекции в мечетях, учиться в медресе, и, зачастую, сами были учителями. Например, ученый XII века ибн Асакир (наиболее известен благодаря своей книге по истории Дамаска «Тариху Димашк») много путешествовал в поисках знаний, и среди его многочисленных учителей было около 80 женщин от которых от получил информацию.
Женщины также играли большую роль как пропагандисты и сторонники образования, вот некоторые исторические факты:

  • Первое официальное медресе мусульманского мира — университет Карауин в Фесе — было основано в 859 году богатой Фатимой аль-Фихри.
  • По личному приказу супруги халифа из династии Аббасидов Харуна ар-Рашида, Зубайды, было построено множество мечетей, дорог, колодцев на Аравийском полуострове, что принесло большую пользу учащимся, путешествовавшим через этот район.
  • Супруга османского султана Сулеймана, Хюррем Султан, делала большие пожертвования на медресе, а также больницы, общественные бани и столовые.
  • В Дамаске в период Аюбидов (1174 – 1260 гг.) женщинами были построены 26 религиозных объектов, в том числе медресе, мечети, религиозные памятники.

В отличие от Европы Средних веков (и даже вплоть до начала XX века), в исламском образовании женщины играют важную роль вот уже 1400 лет. На них не только не смотрели как на людей второго сорта — они активно участвовали в общественной жизни, особенно в области образования.

      Что касательно современной исламской культуры в плане образования, то традиция медресе и других классических форм исламского образования продолжается и по сей день. Несмотря на то, что во многих мусульманских стран действует новая система, традиционная система образования все-таки жива. Такие классические исламские вузы, как аль-Азхар, аль-Карауин, Дарул-Улум в Деобанде, Индия, по-прежнему подают традиционную программу, в которой соседствуют исламские и светские науки чередуя одна за другой. Эта интеллектуальная традиция восходит к великим институтам великого прошлого, воспитавшим величайших ученых всех времен в исламской истории, и продолжает нести чистое Божье послание ко всему человечеству, выводя тленные людские сердца из мрака беспечности к свету ислама.

Устаз Ускембаев Руслан

Центральной Двух минаретная мечеть г Семей.